Климт Густав (Klimt Gustav) (1862-1918), известнейший
австрийский живописец.
Один из самых ярких представителей стиля модерн.
Адель Блох-Бауэр
1907
Родился в предместье Вены в семье художника-гравера.
Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для
театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур,
исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются
черты, ставшие основными в его творчестве - четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава
Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.1907
Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» - движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения. Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны - это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта. Среди наиболее восхитительных работ художника - панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.
Поцелуй, 1907-1908
Австрийская галерея, Вена
Австрийская галерея, Вена
Картина Густава Климта «Поцелуй».
На
цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт
целующейся
пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких
пятен
полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают
сцене
чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит - символ роскоши и
декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал
большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические
и аллегорические композиции.
Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта
пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные
росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены
художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими».
Скончался Густав Климт в 1918 году.
Сецессион
(нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение), название
объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших
академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн.
Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского
модерна — «сецессионстиля» (Sezessionsstil) — вокруг журнала «Вер
Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и
органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь,
Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт.
Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная
многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики —
геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности,
для архитектуры — ритмическая упорядоченность делений, лаконичность
декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман,
Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной
орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных
комбинациях.
В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата»
(Quadratstill).
Маковое поле, 1906
Австрийская галерея, Вена
Австрийская галерея, Вена
Даная, 1907-1908
Частная коллекция, Грац
Частная коллекция, Грац
Pallas Athene, 1898
Музей истории искусства, Вена
Музей истории искусства, Вена
частное собрание
Австрийский деревенский дом
1912, Музей истории искусства, Вена
1912, Музей истории искусства, Вена
Девушки 1911
Русалки 1905
Эмилия Флоге 1902
Stoclet Pallas 1905-1909
Mada Primavesi 1912
Надежда 1903
Юдифь с головой Олоферна, 1900
Золотая рыбка 1903
Любовь 1895
Змеи II 1909-1910
Танцовщица 1906
Цветник 1905-1906
Юдифь 1901
Русалки 1905
Эмилия Флоге 1902
Stoclet Pallas 1905-1909
Mada Primavesi 1912
Надежда 1903
Юдифь с головой Олоферна, 1900
Золотая рыбка 1903
Любовь 1895
Змеи II 1909-1910
Танцовщица 1906
Цветник 1905-1906
Юдифь 1901
Комментариев нет:
Отправить комментарий